37 лет улучшений: эволюция Mercedes-Benz Geländewagen

Один из наиболее стильных и брутальных внедорожников – Mercedes-Benz Gelandewagen, у многих ассоциируется с шикарной жизнью, в которой можно позволить себе все. Для некоторых это транспорт криминальных авторитетов. Есть и такие, которые еще помнят военную версию G-Class. Но практически никто не знает, что своим появлением Гелендваген обязан революции.

С чего все начиналось

Как и в случае с другими брутальными внедорожниками, предпосылками для создания G-Class послужили военные действия. На этот раз на территории Ирана. Возможно, если бы революция происходила в Европе, прижимистые европейцы создали бы что-то банальное: мощное и простое. Но для иранского шаха было важно, чтобы автомобиль его армии был не только надежным, но и уникальным. Поэтому глава государства объявил конкурс на армейский внедорожник. 

Компания Мерседес, которая принимала участие в конкурсе со своим партнером Puch, провалилась, уступив лавры победителя компании Фольксваген, представившей публике свою версию военного внедорожника Iltis. Стоит отметить, что проект Gelandewagen имел все шансы на победу, но не был лишен недостатков: 

  • стоил дороже, чем Iltis;
  • еще не выпускался серийно.

Однако у проекта был достаточно высокий потенциал, а главное – конструкция была разработана таким образом, что подходила для применения как в военных целях, так и в гражданских.

Автором будущего Gelandewagen стал Эрих Ледвинка. Его отец, Ганс Ледвинка, также специализируется на создании автомобилей повышенной проходимости, поэтому многие считают, что у Эриха это в крови.

Под руководством Ледвинка команда конструкторов, уже разработавших порядка дюжины полноприводных шасси, взялась за работу. Несмотря на то, что фирменным стилем конструирования компании Puch были хребтовые рамы (их и качающиеся полуоси устанавливали на армейские внедорожники Tatra как своего рода визитную карточку), Эрих от них отказался. Решение было достаточно неожиданным, но спорить никто не стал. В остальном же все было ожидаемо. Конструкция получилась умеренно-передовая. Ее отличительные особенности кардинально выделяли автомобиль среди всех аналогов того времени. Это не только полностью закрытый кузов, но также дисковые тормоза (передние), пружинная подвеска и полное отсутствие рессор.

Получив целевое финансирование и заказ на 20 тысяч автомобилей, а также новый завод в Граце, Ледвинка запустил производство. Но Гелендвагену не суждено было иметь успех среди иранских военных. В результате Исламской революции власть в стране поменялась, место сбежавшего шаха заняли фундаменталисты, которые даже слышать не захотели ни о каких крутых внедорожниках. Проект на некоторое время завис в воздухе, ни одна армия в Геликах не нуждалась.

Но такой крутой проект не мог надолго остаться забытым. Сначала G-Class заинтересовал армию Аргентины, позже – Норвегии. Обратили на внедорожник внимание полиция и пограничная служба ФРГ, а далее потянулись многочисленные покупатели и среди гражданских лиц. И только потом, годы спустя, армия Федеральной Республики Германии пополнила свои ряды автомобилями Gelandewagen, а следом за ними и многие европейские военные организации.

Первые Гелендвагены

Первый вариант G-Class вышел под маркировкой W460. С него все началось, запустилась вереница бесконечного апгрейда, которая длилась 35 лет. Ранние модели были представлены покупателям несколькими вариациями:

  • короткобазный кабриолет;
  • длиннобазный трех и пятидверный автомобиль;
  • фургон.

Специально для военных были сконструированы также длиннобазные открытые модели.

Что касается двигателей, то и здесь у покупателей было право выбора. Конструкторы предложили 2 дизельных и 2 бензиновых варианта. Это были достаточно скромные моторы, мощностью не более 90 л.с.

Каждую модель можно было доукомплектовать кондиционером. Это была роскошь, доступная не каждому автомобилю, но Гелендвагены готовились преимущественно для жарких стран, а потому это считалось необходимостью.

Практически сразу же после выпуска Gelandewagen начали апгрейдить. Неожиданно оказалось, что покупатели готовы платить (и достаточно щедро, стоит отметить) за мощные моторы, а наиболее востребованными моделями стали длиннобазные кузова закрытого типа. Еще одно требование, которое изъявили покупатели, – это автоматическая коробка передач. Это стало второй неожиданностью, особенно для внедорожников такого класса. Но требование покупателей – закон, хотя у G-Class практически не было конкурентов (разве только Range Rover). 

В скором времени у Гелендвагена появилась лебедка, автоматическая коробка передач, а новая модификация М102 получила и более мощный двигатель. С 1983 года бензиновые Мерседес Gelandewagen выпускались преимущественно с автоматической КПП. Еще через четыре года на дизельные модели начали устанавливать новые усовершенствованные двигатели мощностью 841 л.с. 

Было усовершенствовано множество систем. Дважды модифицировался топливный бак (кроме стандартного объема покупателям предлагался увеличенный вариант), несколько раз обновлялся салон, менялся интерьер и экстерьер авто. 

Ранние гражданские Gelandewagen

Mercedes Gelandewagen для гражданских более знаком как Гелик. Его история начинается в 1989 году под маркировкой W463. Несмотря на то, что внешний вид автомобиля был несколько изменен, это был все еще тот же Гелендваген, который использовался военными, но только снаружи. Над внутренней начинкой существенно потрудилось конструкторское бюро компании Mercedes.

Если для нужд военных было решено оставить достаточно простые версии кузова W460 и W461, то гражданские могли рассчитывать на по-настоящему роскошный G-Class. Фактически, военный Гелендваген и гражданский Гелик – это два абсолютно разных автомобиля Mercedes-Benz. Никакой унификации даже между сериями, все модели – уникальные, отличия можно было найти даже в кузовах и рамах. 

Первые W463 имели четыре стандартных мотора. Но уже в 1991 году модель 350GD получила мощный турбодвигатель дизельного типа. Слабые моторы более не устанавливались, так как спрос на них практически отсутствовал.

Еще два года спустя Mercedes-Benz внес изменения в названия моделей своих авто. Теперь они позиционировались как легковые автомобили G-Class с названием типа G350TD, G500.

В это же время на Гелик начали устанавливать новые моторы М117, которые побили все рекорды по мощности для данного класса авто (2411 л.с.). 

Следующие пару лет также стали ключевыми:

  • 1994 – на автомобили G320 установили моторы серии М104, которые некоторое время пользовались популярностью;
  • 1996 – на Геликах впервые применили автоматическую коробку переключения передач с пятью ступенями (сначала на G350TD, а позже и на остальные автомобили линейки);
  • 1997 – двигатели М104 были заменены на более совершенные М112 (пока только для модели G320). 

Промежуточный этап в истории G-Class

1997 год стал ключевым. В это время компания Mercedes-Benz повторно выпустила Гелик G500, но уже с двигателем М113. Представленный публике новейший вариант Gelandewagen W220 отличался высокой мощностью (296 л.с.) и возможностью развить скорость более 200 км/час. Это была победа. Теперь важно было усовершенствовать салон авто, чтобы он полностью соответствовал высокому статусу автомобиля. И к 2000 году у конструкторов получилось: салон G-Class был полностью обновлен. Теперь это было легковое авто по всем параметрам, с подушками безопасности, центральным замком, дисковыми тормозами. Все это входило в стандартную комплектацию. 

2000 год стал также выпуском топовой версии G400 с мощным дизельным двигателем (250 л.с.). Но новинка не имела успеха, так как ее топливная система работала крайне некорректно. В гонке за мощностью конструкторы упускали другие не менее важные моменты. Такая же ситуация сложилась и с бензиновым Геликом G55 AMG, у которого мотор имел мощность 354 л.с., но это не могло компенсировать имеющиеся недостатки. 

Очередной апгрейд салона, причем достаточно основательный, был предложен уже в 2001 году. Конструкторы постарались на славу. В новом Gelandewagen появился многофункциональный руль для удобного вождения в экстремальных условиях, система климат-контроля, которая обеспечивала комфортное нахождение в салоне независимо от погоды. Система Comand была усовершенствована до версии 2.0. Дополнили апгрейд, который дал жизнь модели G270 CDI, мощный дизельный турбодвигатель 2.7 с электронным впрыском.

В 2002 году изменения были внесены и в систему тормозов. Антиблокировочная система получила новый блок. На легком бездорожье теперь можно было обойтись без включения блокировок. Также была установлена система Brake Assist (специально для тех, кто боится использовать тормоз).

Особенности поздних Геликов

Когда Mercedes G-Class начал покорять сердца и кошельки американских граждан, с новым апгрейдом пришлось немного повременить. Но это не помешало продолжению «гонки вооружений». В 2002 году потребители смогли по достоинству оценить мощный G63AMG (двигатель М137 имел 444 л.с.). А еще через два года вышел новый Гелик G55 AMG с компрессорным мотором 476 л.с., далее мощность двигателя была увеличена до 500 л.с. (2006 год), а вскоре и 507 л.с. (2008 год).

Самый мощный двигатель был установлен на Gelandewagen G63 в 2012 году. Это М157 мощностью 544 л.с.

Тюнинг автомобиля еще несколько раз подвергался усовершенствованию, но особого успеха не имел. Основной спрос остался на дизельные модели средней мощности.

В том же 2012 году вышла новая линейка G-Class с полностью обновленным салоном. Меньше брутальности, современная электрика, соблюдение всех норм безопасности – вот основные особенности новых Геликов.

Что собой представляет современный Gelandewagen?

Многие автолюбители ошибочно полагают, что Гелендваген – это шикарный представительский автомобиль элитного класса. Но престиж и комфортабельность – это не всегда одно и то же, более того, иногда эти понятия даже рядом не стоят. Так и в случае с G-Class. С какой стороны не посмотри, Mercedes-Benz Gelandewagen – это изначально военный автомобиль, который должен отвечать самому главному качеству: быть надежным. Все остальное – второстепенно.

Именно из-за невозможности превратить конструкцию G-Class во что-то нереально крутое, появились модели М-класса. При этом увеличение мощности мотора приводило только к тому, что у машины становился все более жесткий ход.

Рассчитывать на легкую плавную езду можно только в том случае, если ехать предстоит по ровной дороге, желательно асфальтированной, а скорость не будет превышать 130 км/час. Но и здесь есть одна оговорка: подшипники автомобиля должны быть исправны и находиться в идеальном состоянии. Даже небольшой износ подвесок может привести к тому, что для управления автомобилем потребуется жесткая мужская сила.

Многие автовладельцы Gelandewagen жалуются на то, что роскошным автосалоном конструкторы пытались скрыть существенные недостатки авто, вызванные по большому счету «военными» истоками автомобиля: тонкие рамки дверей постоянно пропускают сквозняки, вместо комфортабельных мягких кресел не очень удобные табуретки, сборка оставляет желать лучшего. Так ли это на самом деле?

К сожалению, да. Причина заключается в том, что по сравнению со многими современными автомобилями, в Гелендваген вложено в разы больше ручного труда, но конструкция была продумана не идеально. Поэтому сколько не обтягивай дорогостоящей кожей салон авто, многие нюансы конструкции спрятать просто не удастся. Тем более, что салоны совсем ранних моделей имеют ну слишком строгий вид, а из самого шикарного декора можно выделить только кожу и деревянные вставки.

Лишь в начале века дизайнеры несколько дали слабину. Было принято решение отказаться от старых линий, убрать рычажки системы регулировки климатического режима, заменив их на современные климат-системы, обновили мультимедийную систему. В качестве нового автотюнинга была полностью заменена внутренняя обивка. Салон от этого не перестал быть менее мрачным, но интерьер стал в разы симпатичнее.

Если вы ищете престижный внедорожник VIP-класса, Мерседес Гелендваген G-Class станет идеальным выбором. Однако его не так просто найти на рынке, но ради обладания таким автомобилем можно и постараться.